Сотрудница одной из кредитных организаций рассказала, как в реальности выдают ипотеку

    В последние годы в нашей стране наблюдается развитие ипотечного рынка. Этому способствует множество факторов. В частности, банки снижают процентную ставку, предлагают оформить ипотеку с минимальным числом документов. Если 10 лет назад невозможно было представить получение ипотечного кредита по двум документам, то сейчас такое вполне реально. В то же время даже состоятельный клиент может получить отказ. Сотрудники «Ленты.ру» решили выяснить, по каким параметрам работники банков оценивают потенциальных заемщиков, что вообще влияет на одобрение ипотеки. Интервью дала девушка, которая ранее работала в одном из московских банков, но уволилась.

    «Мне повезло устроиться на работу в кредитную организацию, которая являлась одним из лидеров по выдаче ипотечных продуктов. Банк находился в самом «сердце» столицы, до Кремля можно пройти за несколько минут. Скажу сразу, я не устраивалась по блату, у меня не было опыта работы с ипотекой, не было знакомых. Пришла, со мной провели собеседование и пригласили пройти обучение. Сначала подумала, что придется неделями обучаться чему-то новому. Однако весь процесс занял один рабочий день! Мне рассказывали о том, что нужно делать, в течение восьми часов.

    Коллектив подобрался женский, за исключением одного парня. Довольно странный человек. Он принципиально работал только с состоятельными клиентами. Если приходил человек и пытался оформить ипотеку на три миллиона, он даже не рассматривал его дело. Парня интересовали только крупные дела. Он хотел получить больше прибыли, ведь за каждую удачную сделку полагался процент.

    Как устроена цепочка в банке? Сначала клиент связывается с оператором и обговаривает условия ипотеки. Они смотрели на документацию, обращали внимание на каждый нюанс. Затем подключались мы, после чего шла проверка системой банка. Наш отдел контролировался кредитными инспекторами. Они жестко относились не только к заемщикам, но и к нам. Невозможно было просто подойти и что-то уточнить. С самими клиентами практически не общались. Могли прозвонить, принести какую-то бумажку, чтобы процентная ставка была снижена.

    А вот ВИП-клиентов нас обязали обслуживать по-другому. К встрече с ними мы готовились. К привилегированным клиентам относились граждане, чей доход превышал отметку полмиллиона рублей в месяц. Помнится, к нам обратился мужчина, директор крупнейшего в столице предприятия, с заработной платой в 5 миллионов рублей в месяц. Так все девушки с нашего отдела прихорошились, чтобы им выпала честь обслуживать сделку. Там речь шла о квартире в Патриарших Прудах стоимостью несколько десятков миллионов рублей.

    А теперь о том, как именно мы оценивали клиентов. Вы думаете, только документы имеют принципиальное значение? Ошибаетесь. Если человек заикается, неуверенно говорит, шепелявит, пришел с бодуна утром (мы научились и это определять), все это заставляет усомниться в нем. Уже повод для отказа. То же самое касается и инвалидов. Нас научили распознавать вызывающего доверие человека. Если он задает много вопросов, значит, он собирается выплачивать кредит. Ему важно знать, сколько именно в месяц нужно платить, где находятся банкоматы, какие есть привилегии и так далее. Если же гражданин едва ли не сразу готов поставить подпись, очевидно, что он халатно относится к делу.