МФО используют недобросовестный способ привлечения клиентов

Сотрудники газеты «Коммерсант» узнали, что микрофинансовые организации для расширения клиентской базы стали использовать недобросовестный способ. Их представители звонят гражданам от имени банков и предлагают выгодно оформить микрозайм в ближайшем офисе. Сотрудники газеты уверены, что такой метод позволяет им существенно увеличить базу клиентов, хотя в дальнейшем уловка легко раскрывается. Разумеется, способ считается недобросовестным, и его используют скорее небольшие компании. Крупные организации применяют другие, более честные каналы привлечения заемщиков.

Сотрудники некоторых банков дали «Коммерсанту» информацию о том, что в августе их клиентам стали названивать представители микрофинансовых организаций. Они рассказывали, что гражданам одобрен выгодный кредит наличными. Причем в дальнейших жалобах люди особо акцентировали внимание на том, что займ им предлагали взять именно в офисе микрофинансовой организации, никак не связанной с банком, клиентами которого они являются. Обычно этим занимаются мелкие компании. Однако среди них журналисты все-таки отыскали крупного игрока. Речь идет о компании «Меридиан», известной под брендом «Живые деньги». Более того, данная организация состоит в СРО. Тем не менее, их сотрудники использовали столь сомнительный способ для привлечения новых заемщиков.

Александр Арифов, являющийся председателем правления Руно-Банка, отметил: «Раньше микрофинансовые организации активно применяли нечестные способы, их почти не контролировали. Допустим, они легко могли мимикрировать под крупнейшие банки. Они не боялись использовать в своем названии наименования солидных финансовых учреждений. Но усилиями регулятора рынок зачистили от таких недобросовестных участников.

Что происходит сейчас? Мы видим, что сотрудники МФО звонят от имени различных кредитных организаций. Получается, что давняя история все-таки получила продолжение. Конечно, такие недобросовестные методы пополнения клиентской базы осуждаются, в том числе другими участниками рынка. Обращаю внимание, что речь идет не только о звонках клиентам банков. Сотрудники МФО не чураются проводить так называемый «холодный обзвон».

В «Коммерсанте» решили узнать, как другие микрофинансовые организации относятся к инициативе таких компаний, как «Меридиан». Свой комментарий о новой схеме привлечения клиентов дали в крупной МФО «Миг Кредит»: «Конечно, мы отрицательно относимся к подобным схемам привлечения заемщиков. Однако нельзя сказать, что данный способ эффективен. Гражданину не составит труда распознать обман. Достаточно взглянуть на процентные ставки. Банки не предлагают микрозайм с начислением ежедневных процентов. К тому же разительно отличаются условия договора. Если заемщик внимательно читает его, у него сразу же возникнут подозрения. Он никогда не поставит свою подпись под ним».

Эксперты связали попытку использования недобросовестного метода сразу с несколькими факторами. Во-первых, МФО испытывают жесткое давление со стороны регулятора. Поэтому возникает необходимость в поиске новых методов привлечения клиентов. Во-вторых, Владимир Путин приказал разобраться с сектором микрофинансирования. Сейчас он контролируется гораздо жестче, нежели раньше. В-третьих, недавно был принят закон, запрещающий МФО выдавать займы под залог жилья. Вследствие этого некоторые крупные компании потеряли многих клиентов.