Константин Венгер: «На МФО необходимо давление»

    Не так давно было инициировано изменение федерального закона о микрофинансовых организациях. Депутатам было предложено запретить броскую рекламу МФО в общественных местах. Журналистам стало известно, что инициаторами выступили власти Кузбасса. В частности, заместитель губернатора региона по экономическому развитию Константин Венгер. Представители СМИ особо подчеркнули, что он известен как давний противник микрофинансовых организаций.

    «Взгляните, что происходит. Офисы микрофинансовых организаций располагаются на каждом углу. Вы можете подойти и взять кредит, предъявив только один документ – паспорт гражданина РФ. То есть вам не нужно доказывать платежеспособность, предоставлять залог или искать поручителей. Процесс максимально упрощен. Но это вовсе не хорошо! Из-за этого многие люди принимают спонтанное решение. Они идут по городу и не думают о займе. А затем видят рекламу микрофинансовой организации и идут оформлять кредит. Иными словами, они получают «быстрые» деньги, совершенно не оценивая риски. Что в дальнейшем оборачивается серьезнейшими проблемами.

    Что мы имеем в результате? Становится больше так называемых профессиональных заемщиков. Они имеют много микрокредитов. Берут один займ, чтобы погасить другой. Вследствие этого масштабы проблем с закредитованностью растут. Я считаю, что на микрофинансовые организации нужно оказывать еще большее давление, нежели сейчас. Поэтому мы инициировали закон, который запретит МФО давать рекламу в общественных местах. Уверен, что это поможет избавиться от многих проблем. Повторюсь, что многие клиенты компаний принимают спонтанное решение, увидев броскую вывеску или плакат со словами «займ за 5 минут», «быстрые деньги» и так далее. Еще мы считаем, что нужно ограничить выдачу займов в подобных местах. К сожалению, офисы МФО оккупировали едва ли не все значимые места в крупных городах. Идешь по центру, а тебе попадают отделения кредиторов.

    Наша задача – ограничить рекламу на вокзалах, остановках общественного транспорта, торговых центрах и так далее. Инициативу поддержали руководители многих регионов, что говорит об эффективности данных изменений. Необходимо, чтобы закон был принят в кратчайшие сроки. Причем нужно запрещать не только слишком броскую рекламу микрозаймов, но и их выдачу в различных ларьках и палатках. Нужно обязать МФО использовать для этого соответствующее помещение. Это один из инструментов наведения на рынке порядка. Хотя бы потому, что участники сегмента микрофинансирования станут дисциплинированнее.

    Хочу рассказать о тех мерах, которые мы принимаем сейчас. Происходит отслеживание деятельности всех МФО, ломбардов и КПК, которые работают в регионе. Если они не входят в реестр ЦБ, то сразу же сообщаем о нарушениях, в том числе в полицию. Более того, мы стараемся проверять и легальных участников рынка. Для этого используются профессиональные тайные покупатели.

    Власти региона нанимают людей, которые убирают рекламу в общественных транспортах, в подъездах, с улиц. Но нельзя сказать, что такой метод работает эффективно. Дело в том, что как только уберешь одно рекламное объявление, сразу же появляется другое. И все же мы рассчитываем одержать победу над агрессивной рекламой. Сейчас проводятся бесплатные мероприятия по повышению финансовой активности населения. Даже если эти объявления будут висеть и дальше, мы будет знать, что гораздо меньше человек будут оформлять кредит спонтанно. Чем более грамотное население, тем меньше проблем», – рассказал журналиста Константин Венгер.